Третья часть музейного путеводителя: мемориальные музеи и художественное творчество.

Мемориальные музеи

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Музей-квартира А.С. Пушкина. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Музей-квартира А.С.Пушкина

Мойка, 12 — последний адрес поэта. Не нуждается в представлениях, как и Эрмитаж, который находится, кстати, буквально в двух шагах. Несмотря на абсолютную традиционность экспозиции, как минимум каждый второй посетитель неожиданно для себя самого чувствует ком в горле и слезы на глазах, слушая рассказ о смерти Пушкина в том самом месте, где все происходило. Диван, ставший смертным ложем поэта, — подлинный, что доказано генетической экспертизой следов крови.

Музей-квартира Ф.М. Достоевского (ул. Достоевского, 29)

Еще один знаковый для Петербурга музей. Он гораздо современнее и интерактивнее, чем последняя квартира Пушкина. Мемориальная семейная квартира впечатляет полным порядком и отсутствием «достоевщины», зато на фирменную атмосферу работает само место — Владимирский квартал — до сих пор перемешивающее классических городских фриков, «бедных людей», литераторов и мечтателей. К сожалению, на повестке дня 2018 года — проект расширения музея и застройки прилегающего к нему сквера, вызывающий протесты и окрестных жителей, и градозащитников.

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Мемориальная квартира Ф.М. Достоевского. Фото: Ярослав Фролов / Strana.ru

Музей-усадьба Г.Р. Державина (наб. реки Фонтанки, 118)

Очень красивая романтическая усадьба с садом на Фонтанке, возрожденная практически из ничего — после смерти Державина, прожившего здесь 20 своих последних лет, ее не раз радикально переделывали, а в XX веке просто разделили на коммунальные квартиры. Интерьеры, естественно, не сохранились, но их воссоздали и оформили подлинными вещами державинской эпохи. Самое приятное место — небольшой сад, тоже возрожденный из праха, с оранжереей-кафе. Старожилы квартала знают этот садик как «Польский» — память о том, что в XIX веке в усадьбе размещалась Римско-Католическая миссия.

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Музей-усадьба Г.Р. Державина. Фото: Пресс-служба музея / museumpushkin.ru

Глядя на нынешнюю благодать, можно вспомнить, как Державин ответил жене на вопрос, откуда возьмутся деньги на устройство усадьбы: «Музы нам дадут».

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Музей-квартира Н.А. Некрасова. Фото: Пресс-служба музея / museumpushkin.ru

Музей-квартира Н.А. Некрасова (Литейный пр., 36)

В этой довольно мрачной квартире на первом этаже дома Краевского Некрасов не только прожил два десятилетия — здесь же размещалась редакция журнала «Современник» и, соответственно, собирался весь цвет литературы и журналистики 1850–1870-х. Поэт делил квартиру с четой Панаевых, и всех троих соединяли сложные отношения: писательница Авдотья Панаева много лет была гражданской женой и музой Некрасова, но не расставалась с мужем. В экспозиции, помимо прочего, можно увидеть и романы, которые она писала, и внушительные чучела медведей — трофеи автора «Записок охотника». Из окон столовой Некрасова виден тот самый «парадный подъезд» напротив, на другой стороне Литейного проспекта.

Музей Анны Ахматовой (наб. реки Фонтанки, 34Ж)

Анна Ахматова называла свое жилище «Фонтанным домом», хотя на самом деле это лишь комната во флигеле Фонтанного дворца Шереметевых, где в коммунальной квартире жила семья ее гражданского мужа Николая Пунина. Сейчас там культурный центр, демонстрирующий и гнетущую обстановку коммунальной квартиры середины XX века, и поэтические образы Ахматовой, и современное арт-пространство в музейных залах и во дворе. Важный момент: в музее Ахматовой располагается мини-музей Иосифа Бродского — его мемориальный кабинет. В доме Мурузи, где Бродский жил до эмиграции, вопрос с музеем никак не решится.

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Фото: Юлия Абрамова / ВКонтакте

Музей-квартира Л.Н. Гумилева (ул. Коломенская, 1/15)

Этот маленький музей — филиал музея Ахматовой. Он находится совсем рядом с музеем Достоевского, в десяти минутах ходьбы от Невского проспекта и Московского вокзала. В доме на Коломенской улице Лев Гумилев за два года до смерти получил первую и единственную за всю жизнь собственную отдельную квартиру. Обстановка квартиры сохранена, здесь множество книг и архив хозяина. Для любителей «настоящего Петербурга» будет интересна и специфическая атмосфера улицы — на углу Кузнечного переулка и Коломенской, кажется, сто лет ничего не меняется.

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Музей-квартира А.А. Блока. Вид из окон. Фото: ВКонтакте

Музей-квартира А.А. Блока (ул. Декабристов, 57)

При жизни Блока это был непарадный край тихой Коломны, рабочая окраина — совсем рядом Адмиралтейские верфи. Теперь же близость обновленной Новой Голландии и фешенебельного квартала вокруг Мариинского театра вносит коррективы. Тем не менее любителям Блока прогулка по улице Декабристов и по набережной Пряжки скажет не меньше, чем книги поэта и вид из окна его кабинета.

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Музей Владимира Набокова. Бабочки из коллекции Набокова. Фото: Пресс-служба музея / «nabokov.museums.spbu.ru»http://nabokov.museums.spbu.ru

Музей Владимира Набокова (ул. Большая Морская, 47)

Особняк на Малой Морской подробно описан в мемуарах Набокова, но за сто послереволюционных лет от того благоустроенного просторного жилища не осталось почти ничего. Музей занимает первый этаж дома, где сохранились только три набоковские комнаты: столовая, гостиная и библиотека. «Комитетская», то есть комната, где собирался комитет партии кадетов, лидером которой был отец писателя, стала выставочным залом. Музей является частью филфака Петербургского университета, он активно работает как научный и культурный центр, а еще в нем можно увидеть подлинные вещи, ставшие частью образа Владимира Набокова: каталожные карточки, на которых он писал, карандаши, пенсне и, конечно, коллекцию бабочек.

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Музей-квартира М.М. Зощенко. Источник: litmuseum.spb.ru

Государственный литературный музей «ХХ век» (ул. Малая Конюшенная, 4/2)

Этот музей может ввести в заблуждение своим названием — на самом деле он остается мемориальной квартирой Михаила Зощенко, хотя переименован, потому что задумывалось расширение тем экспозиции. Так что если вас интересует творчество и трагическая судьба Зощенко, вам сюда. Здание музея — большой жилой дом с надстроенными в 1930-х годах двумя верхними этажами. Так называемой «писательской надстройкой». Там Зощенко занимал просторную квартиру, когда был на пике славы. В годы немилости и безденежья ее пришлось с большими хлопотами сменить на более скромное жилье, где теперь и располагается музей. Это маленькая двухкомнатная квартира на третьем этаже. После смерти Зощенко там жила его вдова, поэтому обстановка мемориальной комнаты — это подлинные вещи писателя. Музей маленький, при этом очень познавательный и очень печальный.

Художественные музеи и арт-центры

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Музей петербургского авангарда. Фото: Евгений Попов / facebook.com

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) (ул. Профессора Попова, 10)

Вид деревянного особнячка на бывшей Песочной улице контрастирует с названием музея — никакого авангарда в его облике нет. В начале XX века он принадлежал Обществу помощи нуждающимся литераторам и ученым. Одну из квартир, которые предоставлялись этим нуждающимся за скромную плату, занимала чета авангардистов — художник и композитор Михаил Матюшин, автор футуристической оперы «Победа нал солнцем», и писательница Елена Гуро. У них собирались практически все петербургские и заезжие авангардные художники от Малевича до Маяковского.

Поскольку дом до 1974 года принадлежал семье Матюшиных, мемориальных вещей сохранилось очень много, есть на что посмотреть. Воссоздана мастерская хозяина и комната Гуро, а экспозиции обозревают разные авангардные течения первой трети XX века. Музей будет интересен и тем, кто интересуется авангардом, и тем, кто только хочет познакомиться с явлением. Тем более что билет стоит недорого — 160 рублей.

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Музей-институт семьи Рерихов. Картина из экспозиции музея. Источник: roerich.spb.ru

Музей-институт семьи Рерихов (18-я линия Васильевского острова, 1)

При упоминании имени Николая Рериха мы сразу вспоминаем Тибет, Индию и Шамбалу, забывая о том, что он — коренной петербуржец, родившийся на Университетской набережной. Основательницей петербургского музея Рерихов стала их внучатая племянница Людмила Степановна Митусова, всю жизнь сохранявшая рериховское наследие, материальное и духовное. О чем говорит и официальное название — не просто музей, но институт, где собираются культурологические семинары «по Рериху» и работает лекторий. Здание музея — особняк Боткина на Васильевском острове. Семья Рерихов в нем не жила, но молодой Николай Константинович тут бывал. В экспозиции есть его личные вещи, картины, рукописи, археологические находки.

Арт-центр «Пушкинская, 10»

Первый арт-центр постсоветской России, созданный петербургским «Товариществом свободных художников». Все начиналось как сквот художников, занявших под мастерские выселенный ветхий дом на Пушкинской. Сегодня с Пушкинской в арт-центр не попасть — большая часть дома принадлежит людям, далеким от неформального искусства, двор закрыт, надо идти через арку дома 53 с демократической Лиговки. На своеобразном КПП можно сразу сориентироваться, куда двигаться: в Музей нонконформистского искусства, музей Новой академии или музей Самиздата, в одну из галерей или в Храм Любви, Мира и Музыки имени Джона Леннона, в клуб FishFabrique или арт-кафе.

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-Петербург. Атр-центр «Пушкинская, 10». Фото: Вадим Кадиев / ВКонтакте:

Свой расцвет арт-центр давно пережил, но атмосфера свободного художества жива до сих пор.

Большое музейное меню. Часть 3

Санкт-петербург. Музей и галереи современного искусства Эрарта. Источник: erarta.com

Музей «Эрарта» (29 линия Васильевского острова, 2)

Эрарта — крупнейший частный музейный проект в области современного искусства в России. Музей «Эрарта» и галерея «Эрарта» сосуществуют под одной крышей на площади 10 тысяч квадратных метров, в монументальном переоборудованном здании НИИ на Васильевском острове. Перед входом водружены две символические скульптуры, или, точнее, инсталляции — Эра и Арта. Это составные части названия музея: «эра арта», эпоха искусства. Внутри эта эра уже наступила. В левом крыле — постоянная экспозиция, в правом — галерея и временные выставки. Кроме того, есть ресторан Erarta на первом этаже и кафе с террасой — на третьем, а также магазины — книжный, модный, авторских подарков, принтов.

Большое музейное меню. Часть 1Большое музейное меню. Часть 2

Источник




Читать далее по теме:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here