Монстры торжествуют, но только в кино: кто получил «Оскар» и за что

Сэм Рокуэлл, Фрэнсис МакДорманд, Эллисон Дженни и Гари Олдман © Steve Granitz/WireImage

В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения наград премии «Оскар». Кинообозреватель Геннадий Устиян подводит ее итоги и объясняет, почему решения академиков показались ему предсказуемыми и скучными.

Материалы по теме

Красная дорожка «Оскара-2018». Фотогалерея

Почему фильм «Три билборда» заслуживает «Оскара»

Когда ошибался «Оскар»: разбираем победителей в XXI веке

Статья экспорта: почему все любят историю Британии больше собственной?

Юбилейная, 90-я церемония вручения «Оскара» оказалась одной из самых скучных за многие годы. Такое ощущение, что за весь длившийся два последних месяца сезон наград шутки про Трампа и поверженного монстра Харви Вайнштейна устарели, а в том, что касается победителей, не было ни одного сюрприза — кажется, что «Оскар» просто закрепил победу за лауреатами предыдущих премий и совсем утратил способность произвести сенсацию.

Церемония в целом удивила половинчатостью. С одной стороны, нельзя было не учитывать #MeToo, поэтому на сцену вышли жертвы сексуальных домогательств ниспровергнутого продюсера Харви Вайнштейна — Сальма Хайек, Аннабелла Шиорра и Эшли Джадд — и призвали Голливуд к инклюзивности, а лучшего актера прошлого года Кейси Аффлека, который, по традиции, должен был вручать «Оскар» победительнице этого года, заменили Джоди Фостер и Дженнифер Лоуренс. С другой стороны, Гэри Олдман и баскетболист Коби Брайант, номинированный за анимационную короткометражку, получили «Оскары», несмотря на прошлые обвинения в насилии над женщинами.

«Оскар» как будто пытался удержаться на поднятой еще в прошлом году политической волне (в приветственной речи ведущий Джимми Киммел пошутил, что Дональду Трампу понравились первые две трети фильма «Прочь», потому что в них издеваются над чернокожими), но при этом не сильно раздражать консервативную половину своей телеаудитории. В результате церемония оказалась беззубой, с редкими яркими вкраплениями вроде выступления Тиффани Хэддиш и Майи Рудольф, которые успокоили публику: «Нет, не волнуйтесь, «Оскар» не становится чернокожим. Скоро на сцену выйдет много белых людей».

Но между более или менее удачными выступлениями во время собственно вручений можно было убедиться, что 2017-й был сильным годом — если такие картины, как «Секретное досье» Стивена Спилберга, «Ферма Мадбаунд» Ди Рис, «Дюнкерк» Кристофера Нолана и «Леди Бёрд» Греты Гервиг, ушли с церемонии без побед в основных номинациях или вообще без единого «Оскара».

 

Лучший фильм года: «Форма воды»

У фильма Гильермо Дель Торо были высокие шансы получить «Оскар», несмотря на то что «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» до сих пор обходил его на «Золотом глобусе» и других церемониях. «Форма воды» взяла количеством — выдвигалась в тринадцати номинациях (больше, по 14 номинаций, в прошлые годы было только у «Титаника», «Все о Еве» и «Ла-Ла Ленда»), из которых получила четыре награды, включая главную. Победу «Формы воды» можно назвать скорее осторожным выбором академиков: история о немой уборщице, влюбившейся в человека-амфибию, — не такой радикальный выбор, как «Прочь» о расовых проблемах или «Три билборда» о бунте против полиции и церкви. Но «Оскар» редко награждает фильмы в жанре фэнтези (последний раз это случилось аж 13 лет назад, когда победил «Властелин колец: Возвращение короля»), так что стоит приветствовать эту победу хотя бы как дающую надежду фильмам в традиционно «неоскаровских» жанрах в будущем.

Остальные номинанты:

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Темные времена», «Леди Бёрд», «Дюнкерк», «Секретное досье», «Зови меня своим именем», «Призрачная нить», «Прочь».

Лучший актер: Гэри Олдман («Темные времена»)

Ничего неожиданного. О том, что уважаемый актер (кстати, через две недели он отпразднует 60-летие), до сих пор лишь однажды номинировавшийся на «Оскар» в 2012-м, получит награду, можно было догадаться еще летом, когда вышел трейлер «Темных времен». Это традиционно идеальная «роль на Оскар»: очень хороший актер играет исторического персонажа при помощи такого количества грима, что его почти невозможно узнать. В данном случае киноакадемия показала свою консервативность и не стала давать дорогу молодым — например, 22-летнему Тимоти Шаламе, самому юному номинанту в своей номинации за последние 78 лет.

Монстры торжествуют, но только в кино: кто получил «Оскар» и за что

Кадр из фильма «Темные времена»

Остальные номинанты:

Дэниел Дэй-Льюис («Призрачная нить»), Дэниел Калуйя («Прочь»), Дензел Вашингтон («Роман Израэл, Esq.»), Тимоти Шаламе («Зови меня своим именем»).

Лучшая актриса: Фрэнсис Макдорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

Можно сказать, что у Макдорманд, у которой уже есть один «Оскар» за роль в «Фарго» (1996), не было серьезных конкуренток с самого начала сезона наград. Ее Милдред, бросившая вызов полицейским, слишком лениво расследовавшим убийство ее дочери, — идеальная героиня эпохи движения #MeToo. В благодарственной речи актриса подтвердила, что разделяет жизненную позицию своего персонажа, попросив всех женщин-номинанток в зале подняться, чтобы все их видели, и призвав коллег понастойчивее требовать inclusion rider — условий, при которых на съемочной площадке соблюдается половое равенство при подписании контрактов.

Монстры торжествуют, но только в кино: кто получил «Оскар» и за что

Фрэнсис Макдорманд

Остальные номинантки:

Салли Хокинс («Форма воды»), Марго Робби («Тоня против всех»), Мерил Стрип («Секретное досье»), Сирша Ронан («Леди Бёрд»).

Лучшая мужская роль второго плана: Сэм Рокуэлл («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

В этой номинации произошла та же подмена, что и во многие предыдущие годы: по справедливости, Сэм Рокуэлл, сыгравший Диксона, главного противника Милдред в «Трех билбордах», исполнил главную мужскую роль, в отличие от своего коллеги по картине Вуди Харрельсона, сыгравшего по-настоящему роль второго плана. Но грех жаловаться — Рокуэлл, снявшийся почти в ста фильмах, ни разу прежде не номинировался на «Оскар», так что полностью заслужил победу.

Монстры торжествуют, но только в кино: кто получил «Оскар» и за что

Сэм Рокуэлл

Остальные номинанты:

Уиллем Дефо («Проект Флорида»), Вуди Харрельсон («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), Ричард Дженкинс («Форма воды»), Кристофер Пламмер («Все деньги мира»).

Лучшая женская роль второго плана: Эллисон Дженни («Тоня против всех»)

58-летняя Дженни с самого начала сезона наград шла впереди ближайшей конкурентки, ​ Лори Меткалф, также сыгравшей мать главной героини в другом фильме — «Леди Бёрд». Дженни начала сниматься относительно поздно, в 30-летнем возрасте, и следующие почти 30 лет играла те самые роли второго плана, за одну из которых ее сейчас и наградили «Оскаром». Победа абсолютно справедливая: ее ЛаВона в черной комедии о фигуристке Тоне Хардинг — та самая уайт-трэш-мамаша из ада, которая любит дочь странной любовью и от которой у зрителей мурашки по коже. Получая награду, Дженни пошутила, что благодарить за «Оскар» ей хочется в первую очередь себя, и давно следящие за ее карьерой зрители знают, что это не просто шутка.

Монстры торжествуют, но только в кино: кто получил «Оскар» и за что

Эллисон Дженни

Остальные номинантки:

Лори Меткалф («Леди Бёрд»), Лесли Мэнвилл («Призрачная нить»), Мэри Джей Блайдж («Ферма Мадбаунд»), Октавия Спенсер («Форма воды»).

Лучший режиссер: Гильермо Дель Торо («Форма воды»)

Если вспомнить победителей в этой номинации за последние пять лет, то окажется, что лучшие американские фильмы сняты соседями. Гильермо Дель Торо стал уже третьим мексиканцем, после Альфонсо Куарона и Алехандро Гонсалеса Иньярриту (он получил даже дважды подряд), которые на протяжении пяти лет получали «Оскар» за лучшую режиссуру (тенденцию ненадолго прервал американец Дэмиен Шазелл в прошлом году). Наверное, Дель Торо — самый заслуженный из номинантов этого года, поэтому его победа абсолютно справедлива (другое дело, что «Оскар», как это часто бывает, достается заслужившим его кинематографистам не за лучший фильм).

Монстры торжествуют, но только в кино: кто получил «Оскар» и за что

Гильермо Дель Торо

Остальные номинанты:

Кристофер Нолан («Дюнкерк»), Джордан Пил («Прочь»), Грета Гервиг («Леди Бёрд»), Пол Томас Андерсон («Призрачная нить»).

Лучший фильм на иностранном языке: «Фантастическая женщина» (Чили, режиссер Себастьян Лелио)

Эта номинация всегда была особенно геополитической и конъюнктурной. Тема трансгендеров — одна из самых обсуждаемых в Америке в последние годы. И тот факт, что «Оскар» впервые получил чилийский фильм именно с трансгендером в главной роли, — дополнительный повод для либерального Голливуда показать, как он относится к этой проблеме. Она оказалась важнее мрачного приговора атмосферы в современной России Андрея Звягинцева, резонансного конфликта на религиозной почве в Бейруте в драме Зиада Дуэри, признания нелепости «бремени белого человека» Рубена Эстлунда и романтической истории любви венгерки Эньеди. Но нам интересно другое: каждый новый фильм Звягинцева номинируется на «Оскар», и это означает, что он находится в высшем эшелоне европейской кинематографии наряду с классиками.

Остальные номинанты:

«Нелюбовь» (Россия, режиссер Андрей Звягинцев), «Оскорбление» (Ливан, режиссер Зиад Дуэри), «Квадрат» (Швеция, режиссер Рубен Эстлунд), «О теле и душе» (Венгрия, режиссер Илдико Эньеди).

Лучший анимационный фильм: «Тайна Коко»

В этом году голливудские анимационные блокбастеры («Фердинанд» и «Босс-молокосос») привычно сражались с иностранными необычными и очень красивыми мультфильмами («Ван Гог. С любовью. Винсент» и «Добытчица»). Предсказуемо и справедливо победила «Тайна Коко», снятая на основе мексиканских традиционных историй о мире мертвых. Это не просто хорошо сделанный, но и коммерчески успешный фильм — он собрал в мировом прокате 739 миллионов долларов. К тому же его авторы, начавшие снимать картину семь лет назад, в каком-то смысле очень удачно вышли в прокат в первый год правления Дональда Трампа, непременно желающего отгородиться от Мексики стеной. Так что получился и политический ответ.

Остальные номинанты:

«Фердинанд», «Босс-молокосос», «Добытчица», «Ван Гог. С любовью, Винсент»

Интересно, что самые громкие и бьющие рекорды победы случились в этот раз не в основных номинациях. Режиссер и сценарист Джордан Пил стал первым в истории кино чернокожим, получившим «Оскар» за оригинальный сценарий социального хоррора «Прочь», хотя проиграл в режиссерской номинации Гильермо Дель Торо. Джеймс Айвори в свои 89 лет оказался самым взрослым победителем в номинации «Лучший адаптированный сценарий» за работу над «Зови меня своим именем», и эта победа очень красиво дополняет долгую карьеру Айвори как сценариста и режиссера, снявшего «Комнату с видом», «Усадьбу Хауардс-Энд» и другие выдающиеся фильмы. А давно всеми любимый оператор «Побега из Шоушенка», «Бартона Финка», «Фарго» и других шедевров Роджер Дикинс наконец получил «Оскар» с 14-й номинации — за работу над «Бегущим по лезвию 2049». Именно этим признанием заслуг хороших кинематографистов и войдет в историю 90-я церемония вручения «Оскара», когда пройдет неприятный осадок от ее предсказуемости и осторожности в остальных решениях академиков. 

Источник




Читать далее по теме:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here