Как изменились правила перевоза ручной клади у российских авиакомпаний?

Все мы или по крайней мере многие из нас летают на самолетах. Кто-то путешествует в отпуск, кто-то перемещается по работе, но все пассажиры без исключения перевозят в той или иной форме вещи, которые понадобятся им в процессе путешествия. Большинство пользуется возможностью перевозки своих пожиток в багажном отсеке, но некоторые предпочитают летать налегке, ограничивая свой нехитрый скарб ручной кладью. Тому, что такое ручная кладь, посвящен настоящий обзор.

Пострадавшие «пограничники»

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Аэропорт Домодедово. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Не все четко представляют, чем отличается багаж от ручной клади. Багаж — это те вещи, которые сдаются на стойке регистрации в аэропорту для перемещения в багажном отсеке самолета. Ручная кладь — это вещи, которые пассажир берет с собой в салон. Неважно, что это будет — чемодан или сумка, пакет или рюкзак или что-то еще. Иногда ручную кладь называют нерегистрируемым багажом.

Возвращаясь из поездки, хочется привезти родным и близким, а то и просто себе любимому, подарки. Нередко количество сувениров ощутимо увеличивает размер и вес багажа, а потому пассажирам, чтобы уложиться в установленные нормы, приходится прибегать ко всевозможным уловкам. Иногда, провозя в карманах пиджака, например, увесистые сувениры, пассажиры в буквальном смысле рискуют порвать карманы, но готовы на все, лишь бы несколько килограммов или даже пару сотен граммов не пришлось поместить в багаж или ручную кладь.

Иначе говоря, клиенты авиакомпаний проходят по грани дозволенного, рискуя тем, что бдительный авиаперевозчик в любой момент остановит такого пассажира, заставив расстаться с частью багажа или ручной клади. Понятно, что во многих случаях излишки придется фактически выкинуть, поскольку контроль может осуществляться уже в «чистой зоне», куда провожающим доступ закрыт. И вот на этой пограничной линии чаще всего и случаются проблемы.

Что можно, а что нельзя

Пассажиры не всегда представляют, какие вещи можно брать в салон, а что лучше оставить дома или зарегистрировать вместе с обычным грузом. Перечень запрещенных предметов может несколько отличаться от перевозчика к перевозчику, но тем не менее общие правила едины для всех.

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Аэропорт Домодедово. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Если говорить в целом, то к категории запрещенных предметов относятся: оружие, сжиженные газы, опасные вещества (радиоактивные, токсические, едкие), а также взрывчатка, острые предметы, в том числе приборы бытового назначения, такие как кусачки, штопор, ножницы (включая маникюрные), складной нож и прочие. В отношении продуктов питания тоже есть некоторые ограничения. Как правило, запрещается проносить на борт желеобразную и жидкую пищу. Например, твердые сыры на борт брать разрешается, а мягкие с большой вероятностью будут изъяты. Из косметических средств перевозчики разрешают проносить в салон румяна, карандаш для глаз, тени, пудру и тому подобное, а вот желеобразные составы, а также жидкости, которые упакованы в таре больше 0,1 литра, с собой брать запрещено. Их место в регистрируемом багаже. При этом общий объем проносимых жидкостей (не только косметики) не должен превышать 1000 миллилитров. Этот нюанс стоит учесть еще до вылета.

Теоретические нюансы Минтранса

В октябре 2017 года Министерство транспорта России выпустило приказ, корректирующий авиационные правила перевозки пассажиров, багажа, грузов и соответствующие требования обслуживания пассажиров, в соответствии с которыми вес и размеры багажа и ручной клади устанавливаются перевозчиком, но не могут быть меньше определенных значений. Казалось бы, все четко и понятно, а все остальное несущественно. Но не тут-то было: эти «несущественные» изменения коснулись фотографов и видеооператоров, чья техника достаточно тяжела, но в силу своей хрупкости не может быть сдана в регистрируемый багаж. И это стало серьезной проблемой, ведь в отличие от регистрируемого багажа, где за лишние килограммы можно доплатить, такого понятия, как дополнительная ручная кладь за дополнительные деньги, просто не существует.

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Аэропорт Шереметьево. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

После вступления в действия новых правил Минтранса пассажиры погоревали, да и смирились. Тем более что реального ухудшения положения дела не почувствовалось. Очередное обострение противостояния между пассажирами и перевозчиками случилось недавно, в феврале 2018 года, когда крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот», приведя собственные правила в соответствие правилам Минстранса, фактически ужесточила требования к перевозке ручной клади.

Досужие рассуждения, кто в этом заинтересован и кто наживается за счет несчастных пассажиров, оставим за рамками статьи. Гораздо интереснее проанализировать, что же мы имеем на сегодняшний день.

В основе правил, разработанных каждым из перевозчиков, лежат минимальные нормы, определенные Федеральными авиационными правилами.

Минимальный вес ручной клади, который может установить перевозчик, — 5 килограммов на одного пассажира. Все, что сверх этого, — на усмотрение конкретной авиакомпании. Но тут есть нюанс: ручная кладь — это, как правило, одно место, один предмет. Например, с 10 пакетами по 500 граммов каждый в салон воздушного судна не пустят.

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Республика Крым. Симферополь. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Сверх нормы, установленной перевозчиком, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:

· рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;
· букет цветов;
· верхнюю одежду;
· детское питание для ребенка на время полета;
· костюм в портпледе;
· устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка, габариты которых установлены правилами перевозчика, и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;
· лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;
· костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;
· товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика.

Вот такие простые, хоть и порядком запутанные формулировки. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Аэропорт Шереметьево. Досмотр пассажиров. Фото: Игор Стомахин / Strana.ru

С одной стороны, согласно требованиям, например, мобильный телефон в отдельном футляре или фотоаппарат-мыльница, не говоря уж о ноутбуке в специальном кейсе, могут быть отнесены к дополнительному предмету ручной клади, наличие которого правилами не предусмотрено. Но если телефон или мыльницу можно положить в карман, то ноутбук куда-либо убрать явно будет сложнее.

С другой стороны, в качестве ручной клади сверх нормы и без дополнительной оплаты может провозиться рюкзак/дамская сумка/портфель с набитыми в них вещами. То есть фактически появляется второй предмет ручной клади. Но и тут есть тонкость: скажем, пакет, мешок или сверток к таким предметам не отнесены, а значит, имея в руках в качестве второго предмета ручной клади, например, вещи, замотанные в наволочку, у вас есть все шансы с таким тюком расстаться.

Или, например, далеко неочевидно, что в отличие от рюкзака, размер и вес дамской сумочки или портфеля может быть произвольным. Согласитесь, и дамские сумочки бывают разные, да и в портфель можно положить несколько чугунных брусков.

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Аэропорт Шереметьево. Пассажиропоток. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Следует обратить внимание на долгожданную «легализацию» в качестве дополнительного предмета ручной клади пакета с товарами, приобретенными в так называемой «чистой зоне» аэропорта. Но и здесь есть нюанс: вес и габариты такого пакета устанавливаются перевозчиком.

Контроль веса и размеров ручной клади могут осуществляться не только на стойке регистрации, но и непосредственно при посадке на рейс. Так что пытаться спрятать лишнюю ручную кладь под видом чужой может быть чревато.

Практические сантиметры и килограммы перевозчиков

А что же происходит на практике? Попытаемся сравнить правила и требования пятерки крупнейших (по итогам 2017 года) отечественных авиаперевозчиков. В качестве вишенки на торте прикинем, что за правила у нашумевшего лоукостера «Победа».

«Аэрофлот»

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Москва. Аэропорт Шереметьево. Фото: Мария Мяскова / Strana.ru

Все тарифы «Аэрофлота» включают лишь одно место ручной клади с габаритами, которые не должны превышать (в сантиметрах): 55x40x25. Здесь важно то, что это не 120 сантиметров в сумме, а именно три значения по одному на каждое из трех измерений. Именно эти габариты «Аэрофлот» планирует жестко контролировать. А это значит, что уже не все неформатные предметы можно запросто пронести в салон.

Вес ручной клади для экономкласса и класса «Комфорт» не должен превышать 10 килограммов, то есть в два раза больше минимальной нормы, установленной Правилами Минтранса. В бизнес-классе вес ручной клади не должен превышать 15 килограммов.

Пресловутые сверхнормативные рюкзак/дамская сумка/портфель также отмечены. Их вес не должен превышать 5 килограммов, а габариты по сумме трех измерений не могу быть более 80 сантиметров. Ограничения по весу и габаритам относятся только к рюкзаку и пока не имеют отношения к дамской сумке или портфелю.

Для покупки, сделанной в «чистой зоне», ограничение тоже появилось. Теперь это один запечатанный или опломбированный пластиковый предмет, имеющий габариты по сумме трех измерений не более 115 сантиметров.

В части мобильных, ноутбуков, фото- и видеокамер «Аэрофлот» навстречу пассажирам не пошел. Все эти предметы, не будучи помещенными внутрь задекларированного нерегистрируемого багажа, при перевозке засчитываются в качестве отдельных предметов ручной клади.

Отдельно определены правила провоза музыкальных инструментов: в счет одного места ручной клади можно пронести в салон музыкальный инструмент, по сумме габаритов не превышающий 135 сантиметров или 1 гитару, превышающую эти размеры. Провоз такой гитары должен быть согласован с «Аэрофлотом» не позднее, чем за 36 часов до рейса. Обратите внимание, что к гитаре не приравнена, например, сравнимая по габаритам виолончель, что, безусловно, нелогично. Однако, исходя из жесткости современных трактовок «Аэрофлотом» своих правил, перевозка такого инструмента в салоне воздушного судна не допускается.

«Россия»

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Аэропорт «Пулково». Самолет авиакомпании «Россия». Фото: Пресс-служба авиакомпании «Россия» / ВКонтакте

Для всех рейсов и тарифов габариты ручной клади не должны превышать (в сантиметрах) 55x40x20. Это может быть критично, поскольку многие небольшие чемоданы, предназначенные для провоза в салоне воздушного судна, а также кофры для фото- и видеотехники по третьему измерению имеют размер от 23 до 25 сантиметров.

А вот вес ручной клади зависит от рейсов. Для рейсов FV5501–5949 действует норма: вес 5 килограммов для экономкласса и вес 10 килограммов для бизнес-класса. Ограничений на количество мест нет. Для рейсов SU6001–6999 для тарифов «Эконом» и «Комфорт» действует норма: одно место весом 10 килограммов, а для тарифов категории «Бизнес» — одно место весом 15 килограммов.

Требования к провозу в салоне ручной клади сверх нормы и без дополнительной оплаты едины для всех тарифов и рейсов. Помимо всего остального, к разрешенным к перевозке предметам отнесены дамская сумочка или портфель или рюкзак весом не более 5 килограммов и суммарными габаритами по трем измерениям не более 80 сантиметров. Обратите внимание, что ограничения по весу и габаритам, так же как и у «Аэрофлота», распространяются только на рюкзак и не имеют отношения к дамской сумке или портфелю.

В части мобильных, ноутбуков, фото- и видеокамер, а также особенностей провоза покупок, сделанных в «чистой зоне», у «России» правила точно такие же, как и у «Аэрофлота».

В зависимости от рейсов, у «России» отличаются правила перевозки музыкальных инструментов. Если на рейсах FV5501–5949 музыкальные инструменты перевозятся только согласно общим правилам перевозки ручной клади, то на рейсах SU6001–6999 в счет одного места ручной клади можно пронести в салон музыкальный инструмент, по сумме габаритом не превышающий 135 сантиметров или 1 гитару, превышающую эти размеры. Провоз такой гитары должен быть согласован с авиакомпанией не позднее, чем за 36 часов до рейса. Как и в «Аэрофлоте», возможен провоз в салоне гитары, но ничего другого. Также допускается перевозка музыкального инструмента в пассажирском кресле в соответствии с правилами перевозки багажа в пассажирских креслах с соответствующей дополнительной оплатой полноценного места в салоне.

S7

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Аэропорт Домодедово. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Как и у «Аэрофлота», у S7 количество мест ручной клади от тарифа не зависит, и оно не определено. При этом общий вес одного места ручной клади для экономкласса — все те же 10 килограммов, для бизнес-класса — 15 килограммов. Габариты одного места ручной клади не должны превышать (в сантиметрах): 55х40х20.

Информация о правилах провоза в салоне ручной клади сверх нормы и без дополнительной оплаты на сайте авиакомпании закопана глубоко в недрах контента и без определенной настойчивости недосягаема. Между тем указано, что вес и габариты перевозимого в салоне сверх нормы и без дополнительной оплаты рюкзака для рейсов S7 не должны превышать 5 килограммов и иметь габариты по сумме измерений не более 75 сантиметров. Распространяются ли эти ограничения на допускаемые к перевозке в салоне сверх нормы и без дополнительной оплаты дамскую сумку или портфель — неочевидно.

Особенности перевозки музыкальных инструментов на сайте S7 не определены. Зато указано, что товары, приобретенные в магазинах «чистой зоны» аэропорта, должны быть упакованы в один пакет весом не более 3 килограммов и имеющего габариты в сумме трех измерений не более 75 сантиметров.

«Уральские авиалинии»

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Аэропорт города Геленджик. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Правила перевозки ручной клади на рейсах «Уральских авиалиний» ограничивают нерегистрируемый багаж одним местом весом 5 килограммов для тарифов «Промо» или «Эконом», и двумя местами общим весом 15 килограммов для тарифов категории «Бизнес». При этом для всех типов тарифов каждое место ручной клади должно иметь габариты, не превышающие (в сантиметрах) 55x40x20.

В дополнение к этому в салоне разрешается перевозить дамскую сумочку или портфель. Положенный по правилам Минтранса рюкзак в списке «Уральских авиалиний» отсутствует, зато перечислены такие отдельные предметы, как мобильный телефон, фотоаппарат, видеокамера и ноутбук.

Что касается перевозки музыкальных инструментов, то каких-либо нюансов авиакомпания не придумала. При необходимости перевозки музыкальных инструментов, не вписывающихся по своим весо-габаритным характеристикам под нормы ручной клади, их предлагается перевозить в соответствии с правилами перевозки багажа в пассажирских креслах с соответствующей дополнительной оплатой полноценного места в салоне.

«ЮТэйр»

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Самолет авиакомпании UTair. Фото: пресс-служба авиакомпании / ВКонтакте

Правила перевозки ручной клади авиакомпанией «ЮТэйр» похожи на аналогичные правила S7. Количество мест ручной клади зависит от тарифа. Для экономического класса допустимый вес и количество мест составляет 10 килограммов и одно место соответственно, а для бизнес-класса — 2 места по 10 килограммов каждое.

Габариты одного места ручной клади не должны превышать (в сантиметрах): 55х40х20.

Вес и габариты перевозимого в салоне сверх нормы и без дополнительной оплаты рюкзака для рейсов «ЮТэйр» не должны превышать 5 килограммов и 4х25х20 сантиметров соответственно, что не только по сумме измерений меньше аэрофлотовских 80 сантиметров, но и жестко закрепляют определенный форм-фактор рюкзака. Распространяются ли эти ограничения на допускаемые к перевозке в салоне сверх нормы и без дополнительной оплаты дамскую сумку или портфель — опять же неочевидно.

Товары, приобретенные в магазинах «чистой зоны» аэропорта, должны быть упакованы в один запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет весом не более 3 килограммов.

«Победа»

Не так страшна ручная кладь, как правила ее перевозки

Самолет авиакомпании «Победа». Фото: Лилия Перевознюк / Пресс-служба аэропрта «Емельяново».

Самые лаконичные правила для перевозки ручной клади у прославленного отечественного лоукостера «Победа». Нет ограничений ни веса, ни количества предметов. Зато определен общий размер, а это 36x30x27 сантиметров. Понятно, что при столь малых габаритах все прочие ограничения просто не имеют смысла. Соответствуют ли «победные» правила Правилам Минтранса? Конечно, нет. Так что вполне может быть, что рано или поздно мы станем свидетелями судебных процессов, в которых кто-нибудь их активных пассажиров потребует суд дать правовую оценку нормам и правилам «Победы».

Музыкальные инструменты, превышающие указанные габариты, «Победа» готова перевозить на отдельно выкупленном месте. Ограничений на размер и вес инструмента при этом тоже не сформулировано. Что ж, раз так, значит, повезем рояль!

Вывод

У иностранных перевозчиков правила перевозки ручной клади иные: у кого-то жестче, а у кого-то лояльнее. Но речь не о них, а об отечественных авиакомпаниях. И в отношении них очевидно, что на сегодняшний день точных, четких и прозрачных правил перевозки ручной клади нет ни у кого. Возможно, они утрясутся на основе практического опыта и конфликтов с пассажирами. Но это значит только то, что на сегодняшний день со стороны перевозчиков возможен беспредел. Бороться с ним путем тонкого лингво-семантического анализа правил, опубликованных на сайте, или постараться просто не нарываться — каждый должен решить для себя самостоятельно.

Источник




Читать далее по теме:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here